Россия, Иркутская область, д. Шаманаева, Трактовая улица, 2, 1 этаж
Телефон:
+7 (395) 239-99-35
Пн-пт: 09:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Как работает датчик уровня масла в автомобиле?

Датчик уровня масла — ключевой элемент системы контроля состояния двигателя, обеспечивающий надежную работу автомобиля, особенно в моделях без традиционного мерного щупа. В статье рассмотрим устройство и принцип работы датчика, его расположение в автомобиле и причины, по которым может загораться индикатор уровня масла, даже при нормальной температуре и уровне. Понимание этих аспектов поможет владельцам автомобилей избежать серьезных проблем с двигателем и своевременно реагировать на неисправности.

ДАТЧИКИ ТЕПЛОВОГО ДЕЙСТВИЯ

Тепловой уровнемер — распространенный компонент в двигателях автомобилей. Его основа — нагревательный элемент. Блок управления периодически изменяет фазы нагрева, кратковременно повышая температуру элемента выше температуры масла, а затем дает ему остыть. Продолжительность охлаждения нагревательного элемента до температуры моторного масла позволяет определить уровень масла.

Для работы уровнемера необходим датчик температуры масла. Примером является датчик G266, устанавливаемый на многих моделях Volkswagen, Skoda и Audi. Эти элементы объединены в одном корпусе датчика уровня, расположенном в поддоне картера двигателя.

Датчик уровня масла в автомобиле играет ключевую роль в поддержании оптимальной работы двигателя. Эксперты отмечают, что этот компонент отвечает за мониторинг уровня масла в системе смазки, что позволяет предотвратить серьезные повреждения двигателя. Обычно датчик работает на основе поплавкового механизма или ультразвуковых технологий. При снижении уровня масла ниже критической отметки датчик отправляет сигнал на приборную панель, информируя водителя о необходимости долива. Это позволяет избежать недостатка смазки, который может привести к перегреву и износу деталей. Таким образом, правильная работа датчика уровня масла является важным аспектом надежности и долговечности автомобиля.

Датчик уровня масла MEAT & DORIA 72203 для BMW. Что с ним не так?Датчик уровня масла MEAT & DORIA 72203 для BMW. Что с ним не так?

ЭЛЕКТРОТЕРМИЧЕСКИЕ УРОВНЕМЕРЫ

Электротермические датчики уровня масла можно назвать подвидом тепловых уровнемеров. Основой датчика является нагревательный элемент (проволока) с высоким температурным коэффициентом сопротивления. Общее сопротивление нагревательного элемента зависит от температуры нагрева. Соответственно, чем глубже погружен датчик в смазывающе-охлаждающую жидкость, тем лучший отвод тепла от нагревательного элемента и тем меньше его сопротивление. Уровень масла рассчитывается блоком управления по фактической величине напряжения на выводах датчика.

Тип датчика Принцип работы Преимущества/Недостатки
Поплавковый Поплавок, связанный с потенциометром или переключателем, изменяет электрическое сопротивление или напряжение в зависимости от уровня масла. Простой, надежный, недорогой. Может быть неточным при низких уровнях масла, подвержен механическому износу.
Емкостный Измеряет изменение емкости между двумя электродами, погруженными в масло. Уровень масла влияет на диэлектрическую проницаемость между электродами. Высокая точность, компактный размер. Чувствителен к загрязнениям масла.
Резистивный Использует резистивный элемент, сопротивление которого изменяется в зависимости от уровня масла. Простой, относительно недорогой. Может быть неточным, подвержен износу.
Ультразвуковой Измеряет время прохождения ультразвукового сигнала через масло. Время прохождения зависит от уровня масла. Высокая точность, не требует контакта с маслом. Дорогой, сложный в установке.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о том, как работает датчик уровня масла в автомобиле:

  1. Принцип работы: Датчики уровня масла могут работать на основе различных принципов, включая поплавковые, ультразвуковые и емкостные технологии. Поплавковый датчик, например, использует поплавок, который поднимается и опускается в зависимости от уровня масла, замыкая или размыкая электрическую цепь, что позволяет передавать информацию на приборную панель.

  2. Предупреждение о низком уровне: Современные датчики уровня масла могут не только определять уровень масла, но и предупреждать водителя о необходимости его долива. Это особенно важно для предотвращения повреждений двигателя, так как недостаток масла может привести к его перегреву и серьезным поломкам.

  3. Интеграция с бортовой электроникой: Многие современные автомобили имеют интегрированные системы, которые связывают датчик уровня масла с другими датчиками и системами автомобиля. Например, если датчик уровня масла фиксирует низкий уровень, это может активировать предупреждение о необходимости проверки состояния двигателя или даже отключить некоторые функции для предотвращения повреждений.

УЛЬТРАЗВУКОВЫЕ ИЗМЕРИТЕЛИ

Принцип работы основан на ультразвуке — звуковых колебаниях с частотой выше воспринимаемого человеком диапазона. Уровень отражения звуковых волн зависит от плотности материала, на который они направлены. Поскольку плотности воздуха и моторного масла различаются, звуковые волны отражаются на границе между ними. Отраженные колебания фиксируются приемником, а временной промежуток между переданным и отраженным сигналом используется для определения уровня масла в двигателе.

Датчик G266 применяется в автомобилях группы VAG.

В его корпус встроен PTC-резистор для измерения температуры масла. Устройство включает электронный блок, который обрабатывает ультразвуковые сигналы и данные от PTC-резистора. Преобразованные сигналы в формате ШИМ передаются через ЭБУ двигателя на приборную панель.

Преимущества перед тепловыми элементами

  • Низкое потребление тока.
  • Быстрота прохождения сигнала.
  • Возможность реализации графической индикации фактического уровня масла в двигателе.

АЛГОРИТМЫ ИЗМЕРЕНИЙ

  • Статический контроль. Двигатель должен быть выключен более 60 секунд, а автомобиль — в неподвижном состоянии с затянутым стояночным тормозом. Для уменьшения погрешности измерений учитывается наклон кузова. Измерение уровня проводится сразу после открытия водительской двери, чтобы избежать ожидания владельца после включения зажигания.

  • Динамический контроль уровня. Этот режим активируется во время движения автомобиля. Учитываются обороты коленчатого вала, продольное и поперечное ускорение, температура двигателя и положение концевого выключателя капота. Цикл движения с момента последнего срабатывания капота должен превышать 50 км.

РОЛЬ КОНЦЕВИКА КАПОТА

VAG в автомобилях VW, Audi, Seat, Skoda использует довольно интересную схему подключения датчика уровня масла в двигателе. Если индикатор низкого уровня загорелся, то для его погасания должны быть выполнены 2 условия:

  • срабатывание концевика капота (логично, что без открытия капота невозможно долить масло);
  • пополнен уровень.

Если после загорания лампочки низкого уровня вы открыли капот, но не восполнили недостачу, индикация потухнет и загорится повторно только спустя 100 км. В случаекритического количества смазывающе-охлаждающей жидкости, на приборной панели загорится лампочка низкого давления масла.

Если на автомобиле неисправен концевик капота, лампочка не потухнет, даже если уровень будет в норме. Эту особенность схемы подключения нужно учитывать при диагностике системы.

VW Transporter IV, Датчик уровня масла G266VW Transporter IV, Датчик уровня масла G266

Неисправность датчика масла в двигателе Шкода Октавия А5Неисправность датчика масла в двигателе Шкода Октавия А5

РЕЖИМЫ СВЕТОВОЙ ИНДИКАЦИИ

Самое простое устройство для контроля уровня жидкости включает лампочку (индикатор масла) на панели приборов. Более современные системы, используемые, в том числе, в автомобилях Volkswagen, предлагают несколько режимов световой индикации, сигнализирующих о низком уровне масла в двигателе.

На автомобилях с графическим дисплеем уровень масла можно оценить по шкале на экране.

ИЗМЕРЕНИЕ СОСТОЯНИЯ

Датчик состояния масла позволяет более рационально использовать ресурс смазывающе-охлаждающей жидкости, так как срок замены определяется не только рекомендациями завода-изготовителя по пробегу, но и фактическим химико-физическим составом моторного масла.

Устройство датчика состояния и уровня масла двигателя N57 от BMW.

Измеритель состоит из двух цилиндрических конденсаторов (6). Наружная и внутренняя металлические трубки используются в качестве электродов, между которыми находится диэлектрик – масло. Принцип работы основывается на изменении в процессе старения диэлектрических свойств масла, что влияет на емкость конденсаторов.

При падении уровня изменяется емкость верхнего конденсатора (5). Температура постоянно измеряется с помощью платинового датчика температуры (9). Изменение емкостных характеристик конденсаторов, а также сигнал с датчика температуры преобразовывается в цифровой сигнал и направляется в блок DME. На основании полученных данных блок DME рассчитывает интервалы замены масла.

УСТРОЙСТВО ПОПЛАВКОВЫХ СИСТЕМ

Работа датчика основана на замыкании и размыкании электрической цепи под воздействием магнитного поля постоянного магнита. Устройство включает:

  • вертикальную направляющую (трубку);
  • поплавок с магнитами;
  • магнитоуправляемый контакт – геркон (такие датчики уровня жидкости также называют герконовыми).

Положение поплавка на направляющей зависит от уровня жидкости: чем выше уровень, тем дальше магниты от геркона. При снижении уровня масла в двигателе поплавок опускается. Приближение магнитов к геркону, работающему в нормально-разомкнутом режиме, замыкает контакты, что включает лампочку на приборной панели, сигнализирующую о низком уровне масла.

В герконе используются упругие ферримагнитные контакты, поэтому при повышении уровня жидкости и прекращении действия магнитного поля происходит размыкание цепи.

КАЛИБРОВКА И ТЕСТИРОВАНИЕ ДАТЧИКОВ

Калибровка и тестирование датчиков уровня масла являются важными этапами в обеспечении их точности и надежности. Эти процессы позволяют гарантировать, что датчик будет правильно отображать уровень масла в двигателе, что, в свою очередь, предотвращает потенциальные проблемы, связанные с недостатком масла.

Калибровка датчика уровня масла обычно включает в себя настройку его чувствительности и диапазона измерений. Для этого используются специальные инструменты и оборудование, которые позволяют имитировать различные уровни масла в системе. Например, датчик может быть помещен в контейнер с маслом, где уровень будет постепенно изменяться, и его показания будут сравниваться с эталонными значениями. Это позволяет определить, насколько точно датчик реагирует на изменения уровня масла и при необходимости скорректировать его параметры.

Тестирование датчиков включает в себя проверку их работоспособности в реальных условиях эксплуатации. Это может включать в себя установку датчика в двигатель автомобиля и мониторинг его показаний во время работы двигателя. Важно проверить, как датчик реагирует на изменения уровня масла при различных режимах работы двигателя, таких как холостой ход, ускорение и торможение. Также стоит обратить внимание на то, как быстро датчик реагирует на изменения уровня масла, так как задержка в показаниях может привести к неправильным выводам о состоянии системы.

Кроме того, тестирование может включать в себя проверку на наличие механических повреждений или коррозии, которые могут повлиять на работу датчика. Важно также убедиться, что электрические соединения датчика надежны и не имеют окисления, что может привести к неправильным показаниям.

После завершения калибровки и тестирования, результаты фиксируются в документации, что позволяет отслеживать историю обслуживания датчика и при необходимости проводить повторные проверки. Регулярная калибровка и тестирование датчиков уровня масла помогают поддерживать их работоспособность и обеспечивают надежную защиту двигателя от возможных повреждений, связанных с недостатком масла.

Вопрос-ответ

Как срабатывает датчик уровня масла?

Принцип работы датчика давления масла. При пуске двигателя под действием насоса масло поступает в смазочные магистрали, заполняя полость датчика. По мере повышения давления в системе масло выдавливает мембрану, и она начинает выгибаться наружу.

Как понять, что неисправен датчик уровня топлива?

Датчик бензина неправильно показывает уровень топлива. Если индикатор на приборной панели «не видит» полный бензобак и стрелка продолжает оставаться на нуле, то значит, что прибор, скорее всего, полностью неисправен в данный момент. Также дефект может быть связан с пробоем электроконтактов.

Можно ли ездить без датчика уровня масла?

Без достаточного количества масла движущиеся части двигателя начинают тереться друг о друга, вызывая трение и нагрев. Это может значительно повредить двигатель и даже привести к его полному отказу. Поэтому ездить с горящей лампочкой масла небезопасно.

Советы

СОВЕТ №1

Регулярно проверяйте уровень масла в двигателе, чтобы убедиться, что датчик работает корректно. Это можно сделать с помощью щупа, который обычно находится в моторном отсеке. Поддержание оптимального уровня масла поможет избежать повреждений двигателя и продлит срок его службы.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на сигналы, которые подает датчик уровня масла. Если на приборной панели загорелся индикатор низкого уровня масла, не игнорируйте его. Немедленно проверьте уровень масла и при необходимости долейте его или обратитесь к специалисту для диагностики.

СОВЕТ №3

Периодически проверяйте состояние самого датчика уровня масла. Если вы заметили, что индикатор показывает неверные данные, возможно, датчик нуждается в замене. Регулярное техническое обслуживание поможет избежать неожиданных поломок и обеспечит надежную работу вашего автомобиля.

Ссылка на основную публикацию
Похожее