Россия, Иркутская область, д. Шаманаева, Трактовая улица, 2, 1 этаж
Телефон:
+7 (395) 239-99-35
Пн-пт: 09:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Какое масло лить в старый бензиновый двигатель

Масло для старого мотора: что владельцам авто с большим пробегом важно учесть в преддверии лета

image

Люди с хроническими заболеваниями и старики – категория повышенного риска в жаркую погоду. С машинами абсолютно так же: чем старее мотор и все остальные агрегаты и системы, тем хуже автомобиль чувствует себя в жару. И тем лучше, чтобы в такие дни он просто стоял в гараже и никуда не выезжал. А если труба всё же зовёт в путь, то водителю стоит подстраховаться ещё весной, обеспечив своей машине не просто качественное, но и адекватное её возрасту техобслуживание. Так, например, особо вдумчивого подхода требует подбор моторного масла, а если быть точнее – его вязкости.

image Вокруг темы вязкости моторного масла в отношении пробежных моторов уже давно ведутся горячие споры…

Спорная экономия

Производители современных автомобилей рекомендуют использовать в двигателях маловязкие масла. Мотивы такие:

1. Масло с меньшей вязкостью более экономичное в том плане, что мотору его легче прокачивать, в результате чего на работу ДВС расходуется меньше топлива. По разным подсчётам, сделанным в ходе лабораторно-стендовых испытаний, экономия составляет от 3 до 5 %.

2. Условно, чем «жиже» масло, тем лучше оно проникает в узкие зазоры между трущимися парами в цилиндро-поршневой группе, благодаря чему исключается масляное голодание в местах, которые для масел с высокой вязкостью могут быть труднодоступными.

Плюс к этому, при использовании маловязких масел содержание вредных веществ в выхлопе меньше, что позволяет считать эти продукты более экологичными. Одним словом, сплошные плюсы, из-за чего масла с малой вязкостью становятся объектом пристального внимания — в том числе и владельцев автомобилей с двигателями старших поколений и большими пробегами. Если вы как раз именно такой водитель и подумываете, не стоит ли перейти на маловязкие масло, мы должны вас предостеречь: спешить с решением не нужно. Для начала необходимо взвесить все вышеперечисленные «за» и возможные «против», о которых скажем чуть ниже.

image Классификация моторных масел по вязкости SAE J300

И снова SAE…

Посмотрим на приведенную выше таблицу, а именно – на её правую половину жёлтого цвета. Параметр, указанный в светло-жёлтом столбике – это вязкость масла при «штатной» рабочей температуре мотора и масла нём, которая приблизительно равна 100 °С. По-научному этот параметр называется кинематической вязкостью, и измеряется он при помощи вискозиметра. На этот параметр, собственно, и указывают цифры после буквы W в маркировке вязкости на канистре с любым моторным маслом (например, «40» в 0W-40).

А есть ещё и такой параметр, как динамическая вязкость (крайний правый столбец тёмно-жёлтого цвета). Он измеряется уже не при 100, а при 150 °С, и другим прибором – коническим имитатором подшипника. Данный параметр имеет краткое обозначение HTHS и характеризует сопротивление масла в тот момент, когда один его слой сдвигается относительно другого. Чем ниже цифра, тем меньше это сопротивление и, соответственно, меньше потери энергии мотора на трение. Получается, что масло с самым низким HTHS является и самым энергосберегающим. И наоборот, чем больше HTHS, тем выше прочность масляной пленки, а значит, и выше потери на трение – меньше энергосбережение.

image Наглядный пример энергосберегающих масел с малой вязкостью 0W-20 и 5W-20 – масла HYUNDAI XTeer линейки Ultra Efficiency

А теперь подумаем, какой HTHS лучше для старого мотора?

По факту, те преимущества маловязких масел, о которых мы уже говорили, теряют смысл либо даже могут обернуться существенными недостатками, стоит лишь применить их к конструктивно старым моторами. Так, сам собой отпадает пункт про экологичность: двигатели, которые изначально имеют достаточно низкий экологический класс (условно, 3 и ниже), только лишь от использования современного маловязкого масла классом выше не станут.

Что касается способности маловязких масел проникать в очень узкие зазоры, то в отношении ДВС старших поколений и она, в большинстве случаев, совершенно ни к чему – просто потому, что сами зазоры, по сегодняшним меркам, не такие уж и узкие. И если мы говорим про продукты средней ценовой линейки со стандартным набором присадок, то чтобы создать оптимальный масляный клин (проще говоря, чтобы масло осталось в зазоре, а не стекло вниз, как вода), в «поживший» двигатель требуется масло с высокой вязкостью. Иначе между трущимися парами цилиндро-поршневой группы не будет прочной масляной пленки, что может привести к такой неприятности, как задиры, а там недалеко и до капремонта. Это, согласитесь, неоправданно высокая цена за теоретически сэкономленные пару процентов топлива.

Всё то же самое справедливо и для моторов, которые хоть и не являются «допотопными», но уже прилично «набегали». Зазоры в трущихся парах там могут быть достаточно велики просто в силу своей изношенности. Именно этим фактором бывает продиктована необходимость применять в двигателях с шестизначным пробегом (особенно если это уже не одна, а две и более сотни тысяч километров) масла с вязкостью чуть выше, чем это имело место в первое время эксплуатации транспортного средства.

Безусловно, это никакая не аксиома: некоторые двигатели прекрасно себя чувствуют на одной и той же вязкости очень и очень длительное время. Но если субъективные ощущения от езды на привычном масле наводят на определённые мысли, то стоит хотя бы проверить, в правильном ли направлении эти мысли движутся. Для этого просто необходимо проконсультироваться у специалистов – например, у сотрудников того автосервиса, где обычно происходит замена масла и где машину уже достаточно хорошо знают.

Весеннее ТО – прекрасная возможность снять все накопившиеся вопросы и, с учётом планов на предстоящее лето, сделать машине хорошо и правильно. Имея в виду тот факт, что даже во вполне себе новых и достаточно исправных двигателях при стечении определённых обстоятельств масло может повести себя весьма неожиданным образом (о чём мы писали совсем недавно), есть смысл уже сейчас по-максимуму исключить все риски, связанные с не вполне аккуратной эксплуатацией машины вопреки рекомендациям автопроизводителя, а также объективной оценке её технического состояния.

Почему в старый мотор нельзя лить современную «синтетику»

image

Многие владельцы «Москвичей», «Волг», «Буханок» и «Жигулей» убеждены, что для наилучшей работы силовых агрегатов их ретро-машин наилучшим образом подойдет современная синтетика, которая в теории должна облегчить пуск двигателя зимой, снизить трение рабочих деталей мотора, уменьшить расход топлива, а заодно и прочистить уже не новый мотор благодаря включенным в состав современных лубрикантов присадкам.

К сожалению, в большинстве случаев владельцы, стремящиеся «омолодить» моторы своих машин таким образом, терпят фиаско. Самые печальные последствия происходят, когда перед сменой «минералки» на «синтетику» обходятся без промывки мотора так называемой «пятиминуткой» или специальным промывочным маслом.

Первые средства, как известно, достаточно эффективно избавляют двигатели от шлаковых отложений, а вторые, что еще более важно, удаляют из двигателя остатки прежнего масла. В противном случае примерно 15% «отработки» остается в моторе после стандартной процедуры слива.

Что происходит в итоге? После заливки нового синтетического масла остатки «отработки» не смешиваются со свежей смазкой и образуют расслаиваемую эмульсию. Соответственно, трущиеся детали двигателя начинают смазываться неравномерно, а циркуляция смазывающей жидкости нарушается, что приводит к ускоренному износу силового агрегата.

Еще одна «бомба замедленного действия» — высокие моющие свойства современных синтетических моторных масел. Поскольку такой лубрикант заливается в двигатели, отработавшие не одну и не две сотни километров, в них почти наверняка имеется нагар. Современная «синтетика» начинает интенсивно счищать эти многолетние отложения, а те неизбежно забивают каналы, да и масляный фильтр при такой шлаковой бомбардировке быстро загрязняется и перестает выполнять свои функции.

Понятно также, что синтетическое масло при смешении с остатками минералки быстро деградирует, что, к слову, можно увидеть невооруженным глазом, посмотрев на масляный щуп. Уже через 2-3 тыс. километров пробега автомобиля «синтетика» станет черной.

Наконец, старые моторы попросту не рассчитаны на такое текучее масло, как современная синтетика. К примеру, уплотнители, которые ставили на моторы советских машин тридцати- и сорокалетней давности попросту не могут удержать современный текучий лубрикант.

Как следствие, очистившиеся от нагара сальники и уплотнители «древних» моторов неизбежно будут терять герметичность, а двигатель начнет «потеть» — на корпусе силового агрегата, а затем и на асфальте под моторным отсеком появятся следы масла — верный признак того, что мотор не справляется с текучей «синтетикой». Таким образом можно приговорить мотор, который мог бы проработать еще несколько сотен километров буквально за 10 тыс. км пробега.

Вывод очевиден — если вы владелец стареньких «Жигулей» или «Москвича» и решили перейти на синтетическое моторное масло, слейте его уже после двух-трех тысяч километров пробега автомобиля, после чего промойте двигатель, избавив его от скопившейся грязи. Однако куда более дальновидным решением будет остаться на «минералке» или как минимум «полусинтетике».

Проблема, впрочем, состоит в том, что простейшие минеральные масла, отлично подходящие к машинам родом из СССР, сегодня почти не производят. Исключение — несколько отечественных брендов, выпускающие «минералку» в небольшом ассортименте.

Если выбор сделан в пользу такой смазывающей жидкости, ее желательно менять вдвое чаще рекомендованного срока, примерно через 5 тыс. км. пробега. Лучшим же выбором станут качественные полусинтетические масла, которые обладают значительным по объему пакетом качественных присадок, не страдают сильным угаром, легко удерживается уплотнителями вазовской «классики» и ее современников.

Какое масло заливать в моторы автомобилей с большим пробегом

Появляется течь из прокладок и сальников, начинает быстро терять свои свойства и масло. Именно по вышеназванным причинам в старый двигатель следует заливать не то масло, которым пользовались еще пару лет назад.

Итак, прежде чем что-либо менять, нужно четко определить, возникают ли с мотором определенные проблемы или ДВС продолжает исправно работать на той смазке, которую в него заливают с момента приобретения ТС.

К проблемным моментам, на которые следует обратить внимание, можно отнести:

  • увеличенный расход масла (расход масла на угар);
  • течь сальников и прокладок;
  • усиление шума во время работы двигателя;
  • проблемы с давлением масла в системе смазки.

Если ничего этого не выявлено, тогда при выборе моторного масла нужно руководствоваться общими правилами. Прежде всего, следует начать с эксплуатационных свойств смазочного материала. Смазка должна соответствовать рекомендуемой классификации и допускам для конкретного автомобиля.

Отличие старых автомобилей. В двигатель старого автомобиля с большим пробегом не стоит вливать минеральное масло. Особенно в зимний период, когда масло сильно густеет при низких температурах, что лишь увеличивает скорость износа двигателя.

К тому же минеральное масло при таком использовании быстро теряет свои свойства и его приходится часто менять. Посему следует остановить свой выбор на синтетических и полусинтетических маслах.

Износ мотора. Из-за быстрого износа старых моторов требуется заливать в них более густое масло, которое образует толстую масляную пленку между трущимися деталями. На таком масле стоит маркировка 10W30 и 5W40. Как правило, производители моторных масел выпускают специальную серию для таких старых двигателей. В них добавляют специальные моющие и восстанавливающие присадки.

Пробег. Через каждые 10 тысяч км пробега следует сменить масло. Благодаря такому интервалу не успевают образовываться отложения в двигателе, что значительно продлевает срок его службы.

Если же мотор изношен настолько сильно, что появляется большой угар масла, есть смысл заменить синтетическое масло полусинтетическим. Изношенный двигатель не удастся «вылечить» дорогим маслом.

Итог. Итак, если мотор имеет большой пробег, однако работает нормально, тогда советуют увеличить высокотемпературную вязкость масла, не меняя основы. Достаточно перейти, к примеру, со смазки 5W30 на 5W40 (если использование допускается изготовителем ДВС).

Также можно пользовать масла более высокого класса, но подходящие для конкретного двигателя. При этом помните, что в ДВС до 2000 года выпуска практически всегда запрещено использовать масло с пониженной высокотемпературной вязкостью.

Выбираем масло для старой машины с бензиновым ДВС

Основной темой, которую я коснусь в данной статье, станут масла для бензиновых двигателей старых машин с большим пробегом, касаться машин с дизельными двигателями не буду, т.к. не имел опыта общения с подобными экземплярами.

Не буду вдаваться в историю классификации моторных масел, скажу просто, что для машин минувшего поколения рекомендованным производителем являются масла класса API SG и выше (SH, SJ, SL и SM), класс SG был разработаны для моторов, начиная с 1994 года выпуска. Масла указанных классов предназначаются для использования в бензиновых моторах легковых (SG, SH) и спортивных машин (SJ), а в случае SL и SM – в многоклапанных турбированных моторах, в т.ч. работающих на обедненных смесях топлива.

Вязкость является очень важным параметром, класс SAE сообщает диапазон температур окружающей среды, в котором масло обеспечит проворачивание двигателя стартером, прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах и смазывание летом в режиме максимальной нагрузки. Индекс с W – зимний класс, числовой индекс – летний класс, для всесезонных масел эти индексы идут вместе.

Теперь что касается рекомендаций. Производитель не настаивает на использовании масел с какой-то конкретной вязкостью, а просто приводит стандартную диаграмму с указанием температурных диапазонов работы масел.

Рекомендаций по использовании масел на том или ином пробеге, также отсутствуют. Однако существует рекомендации от производителей масел. К примеру, самая распространенная фирма, моторные масла которой чаще всего предлагают в сервисах, Mobil 1, для двигателей с пробегом до 100 т.км рекомендует применять синтетические масла с вязкостями 5W-50 (https://www.mobil.ru/ru-ru/mobil-1/mobil-1-100000km-protection), а с пробегом более 150 т.км 10W-60 (https://www.mobil.com/ru-ru/passenger-vehicle-lube/pds/gl-xx-mobil-1-10w60).

Подобные темы в интернете обсуждаются автовладельцами довольно давно, но все они схожи в том, что при увеличении пробега двигателя вязкость используемого масла должна увеличиваться т.к. увеличиваются все зазоры и масло с низкой вязкостью хуже там удерживается и плюс ко всему начинает подъедаться двигателем. Итог анализа этой стороны проблемы в жарких интернет дебатах и с учетом личного опыта эксплуатации привел к выработке рекомендации, что при пробеге более 200 т.км стоит использовать масла с зимней вязкостью 10W и летней 40 или 50. Однако единого ответа на этот вопрос по прежнему нет.

Теперь вкратце коснусь темы разбавления, ведь часто бывают случаи, когда покупаешь новую машину, а там залито какое-то совершенно непонятное и редкое масло наподобие SRS Cargolub, которые даже не ясно где можно купить, т.к. в ближайших автомагазинах есть только привычные Мобилы или Эссолы. Так вот для таких случаев существует специальное, так называемое доливочное масло, которое, как утверждают производители (Liqui Moly), совместимо со всеми типами моторных масел.

Хотя я в свое время разбодяжил его Castrol’ом и ничего, нормальное доездил до замены. Или бывают случаи когда у тебя залит к примеру Mobil 1 просто, а в магазине только Mobil 1 Super с невнятными маркировками. Так вот в таком случае, по собственному опыту могу сказать, что главное подобрать свою вязкость масла, ибо можете быть точно уверены, что в улучшенной модификации масла будет тот же набор присадок, плюс может парочка других, но точно подобранных под совместимость со старыми (ибо нет смысла каждый раз разрабатывать новый набор присадок, т.к. это экономически не выгодно производителю, проще доработать старый, что гарантирует совместимость).

Что касается периода замены, так все это и так прекрасно знают. В книге по эксплуатации указан период в 15 т.км между заменами, опытные автолюбители предусмотрительно меняют масло каждые 10 т.км, а в сервисах, исходя из различных соображений (в том числе и из соображений продления ресурса) рекомендуют менять во время примерно в половину меньше сервисного, т.е. каждые 7-8 т.км. Здесь советов давать не берусь, это уже каждый решает сам, но могу сказать, что бывали случаи когда я менял через 15 т.км, а когда через 8 т.км и, честно говоря, разницы особо не заметил (учитывая, что я приверженец спокойно езды). На данный момент на моем боевом друге пробег 380 т.км и он пока не жалуется на 10W-40 и подъедает где-то порядка 1л. на 10000 км.

Ссылка на основную публикацию
Похожее